Аэромагнитная

Аэромагнитометрия применяется для решения широкого класса геолого-картировочных, поисковых  и других задач. В последнее десятилетие в связи с интенсивным использованием квантовых (в основном цезиевых) датчиков, существенно повысились чувствительность приборов и частота измерений — чувствительность 0,001 нТл при 10 измерениях в секунду является практически мировым отраслевым стандартом.

Базовая вариационная станция

Учет естественных вариаций магнитного поля Земли осуществлялся с помощью автоматической цифровой наземной квантовой магнитовариационной станции  «Basemag VN-2003» . Цикличность регистрации вариаций – 1 сек.

Навигационное обеспечение работ

Навигационное обеспечение работ осуществляется с помощью специального программно-аппаратного комплекса “Лоцман”, который совмещает в себе систему активного самолетовождения, визуализации регистрируемых во время съёмочного полёта данных и их запись на жесткий диск бортового компьютера.

Навигационный блок системы базируется на использовании спутникового навигационного приёмника  “JGG-20” фирмы “Javad”, США. Эта система позволяет вести одновременную работу со спутниками серии“GPS” (США) и “ГЛОНАСС” (Россия). Система позволяет решать широкий спектр штурманских задач по планированию полёта, управлению режимами полёта и передаче необходимой навигационной информации пилоту и на регистрирующий компьютер.

В состав системы входят: блок приёмника, антенна, бортовой компьютер, стрелочный индикатор проводки с указателем уклонения от заданной  линии полёта на штатном пульте управления командира экипажа.

Навигационная система указанной конфигурации позволяет выполнять кондиционные съемки вплоть до масштаба 1:5000. Концептуально система является автоматическим штурманом и при отсутствии внештатных ситуаций на протяжении всего полета работает без участия специального штурмана или оператора.

Активное вождение вертолета, самолета осуществляется по заранее подготовленному плану заданных линий полета и обеспечивается курсоуказателем на приборном щитке пилота и выделением текущей линии полета на экране компьютера. Данные регистрируются 10 раз в секунду. Точность единичного определения местоположения вертолета в горизонтальной плоскости в реальном времени не хуже ±10 м, при этом среднеквадратичное отклонение регистрируемых координат от дифференциально скорректированных навигационных данных составляет 0.5 м. В то же время изменение положения (дрейф) гондолы в горизонтальной и вертикальной плоскости относительно линии полета может достигать 10-15 м.

При использовании навигационных данных, полученных в реальном времени, основная погрешность в определении координат точек наблюдений обусловлена дрейфом гондолы относительно линии перемещения летательного аппарата. Для учета смещения магниточувствительного блока относительно летательного аппарата обычно вводится поправка за запаздывание гондолы, которая, однако, не дает возможности учитывать дрейф последней. Для повышения точности привязки точек наблюдений  непосредственно в гондоле была установлена дополнительная спутниковая антенна, навигационные данные с которой используютсяь при обработке данных и построении отчетных карт.

Таблица 1  Аппаратура для проведения аэрогеофизической съемки

Марка аэромагнитометра «Aeromaster-100»
         Датчик Cs–3
        Фирма-изготовитель  “Аэрогеофизика”, датчик – Scintrex (Канада)
        Тип магнитометра Квантовый
        Носитель информации Бортовой компьютер
        Крепление датчика Гондола
        Частота регистрации (измерений/сек) 100 (магнитное поле), 100 (высотомер)
       Чувствительность магнитометра (нТл) 0.001
Аппаратура регистрации вариаций магнитного поля «BASEMAG VN-2003»
         Датчик СМ-1
         Фирма-изготовитель  “Аэрогеофизика”, датчик – Scintrex (Канада)
          Регистрация вариаций Встроенная флэш-память
         Цикл измерения вариаций (сек) 1
Бортовая навигационная  система «GPS» + «ГЛОНАСС»
         Тип приемника JGG-20
         Фирма-изготовитель «JAVAD» (США)
         Цикл регистрации координат (изм./сек) 10
Гондольная навигационная  система «GPS» + «ГЛОНАСС»
         Тип приемника JGG-20
        Фирма-изготовитель «JAVAD» (США)
        Цикл регистрации координат (изм./сек) 10
Базовая навигационная  система «GPS» + «ГЛОНАСС»
        Тип приемника JGG-20
        Фирма-изготовитель «JAVAD» (США)
         Цикл регистрации координат (изм./сек) 10